Регионального значения
Кемеровский городской округ
Архитектор: Й.Б. ван Лохем
Памятники архитектуры
МАУК «МИБС» (г. Кемерово)
1926 г.
История
Памятник истории, связанный с развитием города в период деятельности АИК «Кузбасс». Представляет архитектурно-художественную и конструктивную ценность как образец функциональной архитектуры 1920-х гг.
Здание бани для Кемеровского рудника построено в 1926 г., в стиле раннего функционализма. Вопрос об авторстве до настоящего времени не решен и требует дальнейших архивных изысканий. Проект бани приписывается голландцу Йоханнесу Бернардусу ван Лохему, работавшему архитектором в Стройбюро АИК «Кузбасс» в 1926-1927 гг. Однако архивных доку
ментов, подтверждающих эту версию, не обнаружено. Существует также альтернативная версия о том, что автором проекта здания являлся американский инженер, специалист по железобетону Альберт Коттер, возглавлявший строительный отдел АИК с 1923 по 1926 годы, до приезда Й.Б. ван Лохема в Кемерово.
По своему первоначальному назначению баня использовалось до 1950-х гг. После этого здесь размещался гараж для легковых автомобилей. В 1993 г. здание было передано в собственность Новосибирскому филиалу ОАО «Москвич-сервис». С 2001 года по настоящее время памятник находится в частном владении. В здании располагаются мастерские технического обслуживания и ремонта автомобилей. Здание бани расположено в историческом районе Красная Горка на пересечении ул. Суворова и ул. Трубной. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, здание играло роль архитектурной доминанты в застройке того времени. Симметричная объемно-планировочная композиция здания была построена на взаимном пересечении двух различных по форме, величине и пропорциям объемов.
Основной объем представляет собой прямоугольный в плане зал протяженностью 26,5 м, высотой 5 м и пролетом 10 м, перекрытый тонким цилиндрическим сводом по монолитным аркам с шагом 5 м, которые являются ребрами жесткости для свода. В центральной части основной объем пересекается равным по высоте параллелепипедом с плоской кровлей, на которой также симметрично располагались дымовые трубы от котельной и вентиляционные шахты, завершающие композицию. Симметрия главного фасада акцентировалась центральной лопаткой, переходящей в основание дымовой трубы, с парными узкими вертикальными окнами по обе стороны от нее.
К центральному объему примыкали два одинаковых входных тамбура, один из которых в настоящее время застроен. Скульптурную выразительность объема, лишенного украшений, подчеркивали пластичные формы монолитных железобетонных карнизов по периметру свода. Поздние кирпичные пристройки, скрывшие большую часть главного фасада, закладка окон и пробивка новых проемов исказили облик здания до неузнаваемости.
Интерьер зала, несмотря на переделки, довольно хорошо сохранился благодаря высокому качеству бетонных работ, и может быть восстановлен.