Регионального значения
Кемеровский городской округ
скульптор Матвей Генрихович Манизер, архитектор В.Е. Шалашов
Скульптуры
МАУК «МИБС» (г. Кемерово)
06.11.1954
История/Культура
Памятник регионального значения. Расположен на площади Пушкина. Официально его история в Кемерове началась с решения облисполкома в 1949 г.: на волне патриотизма в честь 150-летия рождения поэта областные власти пообещали установить памятник.
Поиск подходящего произведения искусства и достойного мастера затянулся на несколько лет. Выбор был сделан в пользу скульптуры Матвея Генриховича Манизера. Решением исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся от 26 марта 1953 г. постановили: «Утвердить представленную Кемеровским горкомхозом смету и проект на строительство памятника Пушкину в сумме 374395 рублей». Из сметы явствует, что памятник отгружался в 1953 г. со станции Москва-Сортировочная, что его сопровождали столичные специалисты и рабочие, которым выплачивались командировочные.
Открытие памятника состоялось 6 ноября 1954 г., о чём сообщалось тогда же в газетах «Кузбасс» и «Комсомолец Кузбасса» с указанием авторства М.Г. Манизера. В музее сохранились фотоснимки этого события. На них видно, что событие происходило на фоне лозунга: «Да здравствует 37-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции».
Памятник изображает поэта в натуральную величину. В 70-е гг. власти захотели его увеличить (очень он интерьерный и жалкий им показался на площади), то есть работу Манизера планировали передать в вестибюль одной из школ города, а на площадь поставить копию. Но к тому времени Матвей Генрихович умер, и большой памятник отдали бы делать местным мастерам. Вдова скульптора эксперимент запретила.
Научный работник музея, историк Любовь Федоровна Кузнецова попросила Диану Ивановну Балибалову рассказать всё, что она помнит о площади Пушкина пятидесятых годов. И дочь кемеровского летописца сделала это в своём письме подробно, обстоятельно. «Дело в том, – пишет Балибалова, – что было открытие двух памятников Пушкину. Один – это было в 1949 году – представлял из себя бюст на невысоком постаменте, и он стоял у входа в сквер, там, где сейчас площадь Пушкина. А самой площади тогда не было. Была улица Орджоникидзе, на которой еще не было многих кирпичных зданий, а были деревянные. Не было здания, где аптека, не было здания «Гипрошахта», не было здания горисполкома, строились жилые дома, где дом с часами и магазин «Мелодия».
Перед нашим домом вместо «Гипрошахта» был сквер, в центре его стояла статуя шахтера с отбойным молотком, а через дорогу начинался сквер, у входа в который и был поставлен бюст Пушкину в честь 150-летия со дня его рождения. Сквер был вытянут по длине улицы, он был огражден деревянным штакетником, высотой примерно в 1 метр, планки прибиты в виде ромбов.
Бюст был покрашен известью белого с бирюзовым оттенком цвета. Постамент тоже был белый. Там были цветочные клумбы – рос львиный зев, бархотка. Вдоль сквера были скамейки, кусты шиповника, акации, деревьев не было, а если были, то невысокие. Сквер этот был вскоре изменен, так как начали застраивать и формировать площадь, которая стала потом главной в городе, на ней стояла трибуна и проводились демонстрации.
В 1954 году осенью состоялось открытие нынешнего памятника Пушкину и площади им. А. Пушкина. Я при этом присутствовала, хорошо помню. Нас в тот год соединили в обучении с мальчиками, до этого мы, девочки, учились в женской школе № 41 по улице Ермака (где сейчас корпус университета), а мальчики учились в мужской школе № 1 на ул. Н. Островского. И вот в тот день я – уже ученица школы № 1, 7-й класс «А», пришла вместе со всеми школьниками Центрального района на митинг в честь открытия памятника Пушкину. Было много народу, но площадь еще не была закончена, она была посыпана галькой, памятник стоял закрытый полотном, потом его открыли. Выступали руководители города. Читали стихи.
Но только через два-три года памятник был поднят на насыпанную платформу, оформлена площадь, как сейчас».
Скульптура была отлита на скульптурно-художественной фабрике № 3 Худфонда СССР в 1950 г.. Архитектор проекта – В.Е. Шалашов. На фоне лиры гусиное перо пересеклось с веткой лавра – это скромное украшение пьедестала памятника. Фигура поэта, отлитая в бронзе, поднятая довольно высоко пьедесталом, смотрится вполне монументально среди трех-четырехэтажных зданий, обступивших площадь. Небоскребов здесь нет, могучие тополя окрест вырублены и заменены низкорослыми деревьями. Вся площадь уютна и лирична, напрямую связана с Притомской набережной, которая резной чугунной оградой и доступностью речного простора напоминает набережную Невы. Кемеровский Пушкин замер в полушаге, правая рука слегка протянута вперед, левая, со шляпой, отведена за спину. Голова поэта приподнята и обнажена. Лицо обращено к долине Томи.