Драматический театр имени Ленинского комсомола, г. Прокопьевск

Новости Прокопьевского театра. – Текст. Изображение : электронные // [сайт]. – URL: http://pteatr.ru/news?page=26&type=event (дата обращения: 25.10.2020). Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола. –Изображение : электронное // [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE (дата обращения: 25.10.2020) Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола. – Изображение : электронное // [сайт]. – URL: https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g2373844-d6502633-i102391813-Prokopyevsk_Drama_Theater-Prokopyevsk_Kemerovo_Oblast_Siberian_District.html Фотография: «Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола». – Изображение : электронное // [сайт]. – URL: https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g2373844-d6502633-i102249149-Prokopyevsk_Drama_Theater-Prokopyevsk_Kemerovo_Oblast_Siberian_District.html (дата обращения: 25.10.2020).

Регионального значения

Прокопьевский городской округ

проект разработан московским институтом "Гипротеатр" под руководством архитектора Н. Куренного

Памятники архитектуры

Центральная городская библиотека МБУК «ЦБС» (г. Прокопьевск)

22.04.1960

Культура/Искусство

История Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола началась несколько раньше, чем он появился в Прокопьевске. Театр был образован 1 декабря 1945 г., начал свою работу на сцене Дворца культуры им. Артема в Анжеро-Судженске комедией А. Н. Островского "Лес". Спустя шесть лет уже ставший известным молодой театр был переведен в город Прокопьевск.

15 ноября 1951 г. театр начал работу как городской драматический театр им. Ленинского комсомола. В Прокопьевске у театра не было своего здания и приходилось играть спектакли на площадках Дворцов культуры. Основной базой для работы Прокопьевского театра стал Дворец культуры им. Артема.

В 1960 году для театра, впервые в области, было выстроено специальное здание, со зрительным залом на 800 мест. Величественное сооружение в духе советского классицизма (проект разработан московским институтом "Гипротеатр" под руководством архитектора Н. Куренного) стало украшением города.

Здание стоит на возвышении, главный фасад выполнен в виде восьмиколонного портика, к дверям театра ведет высокая гранитная лестница.

В оформлении театра было использовано пять архитектурных ордеров, включая тосканский, дорийский, коринфский, ионический и греко-ионический. В этом уникальном здании театр обрел второе дыхание. Технические возможности позволяли создавать новое искусство. Вот как приняли новое здание театра зрители (по материалам городской газеты «Шахтерская правда»):

«Красота театра ошеломляла, это был действительно храм искусства, – делится воспоминаниями Л. Н. Тучкова-Симкина. – Атмосфера театральности окутывала с первых шагов, от гардероба, где мы переобувались в специально купленные для театра туфли. Освещение многочисленных люстр, ковры, зеркала, бархатные кресла – возникало чувство благоговения, ощущение чего-то возвышенного». Здесь работали и ставили свои спектакли такие известные режиссеры, как заслуженные деятели искусств России Н. Рулев, Г. Коткин, Я. Лившиц, В. Смирнов, В. Незлученко, В. Трегубенко, В. Пашнин, Б. Белкин, Т. Бессчастнов. Легендами театра стали заслуженные артисты России П. Федченко, А. Хлебникова, Н. Киндяков и др.

Прилегающая к театру площадь называлась Театральной, в 1967 году переименована в площадь Победы.

Характеристика здания: Местоположение и градостроительные характеристики здания в застройке: - доминирующая роль в композиционно-планировочной структуре квартала; - здание композиционно формирует площадь - курдонер и силуэт застройки пр. Шахтеров.

Объемно-пространственная композиция здания середины XX века: - центрально-осевая композиция прямоугольного объема; - восточный (главный) фасад, формирующий курдонер с пр. Шахтеров, центрально-осевая неоклассическая композиция с выступающим портиком; - северный и южный фасады: рядовая композиция; - западный фасад, замыкающий террасы эспланады, центрально-осевая неоклассическая композиция с лоджией и колоннадой и выступающим объемов сценической коробки; - конструкции и материал наружных капитальных стен (гладкая штукатурка по кирпичной кладке); - габариты по существующему плану и высоте объемов здания; - отделка фасадов - штукатурка с последующей окраской, архитектурные детали - выделены белым цветом.

Композиция и архитектурно-художественное оформление восточного фасада здания середины XX века: - местоположение, форма дверных и оконных проемов, исторический рисунок и расстекловка оконных заполнений; - восьмиколонный портик в глубину на четыре колонны и пилястру на высоком стилобате; колонны композитного ордера с ионическими капителями; треугольный фронтон в обрамлении тянутого профилированного карниза с поясом из дентикул; - тимпан фронтона оформлен барельефом лепного декора - композиция из музыкальных инструментов с арфой; - балки архитрава портика оформлены прямоугольными ширинками в рамку; - центральный ризалит (входной вестибюль) на три оси, выделен входными порталами, арочными оконными проемами второго этажа, прямоугольными оконными проемами третьего этажа; - раскрепованный карниз ризалита по внутреннему периметру портика и центрального ризалита, фриз оформлен растительным барельефом; прямоугольный наличник портала с ушками, декорирован цветочными розетками; - архивольты арочных оконных проемов, рамка со сдвоенными полуколоннами коринфскими капителями опирается на подоконный карниз на кронштейнах фланкирующих наличник портала; - подоконная ниша с балюстрадой; - поле архивольта оформлено лепным декором из розеток и аканта; - заполнение и рисунок двухстворчатых дверей с верхней остекленной фрамугой; - терраса стилобата с ограждением из балюстрады.

Композиция и архитектурно-художественное оформление южного и северного фасадов здания середины XX века: - местоположение, форма дверных и оконных проемов, историческии рисунок и расстекловка оконных заполнений; - развитый профилированный карниз с поясом из ступенчатых дентикул; - архивольт арочного оконного проема на два этажа, рамка со сдвоенными полуколоннами, коринфскими капителями, подоконный карниз, ниша с балюстрадой; - прямоугольные оконные проемы с подоконными карнизами; - рустованный цокольный этаж с межэтажным карнизом; - боковые выходы с крыльцами, дверной портал на два этажа оформлен прямоугольным наличником с ушками, декорирован прямоугольным сандриком на кронштейнах; - крыльцо с шарами и лучковым проемов; тамбур запасного выхода с раскрепованным межэтажным карнизом, треугольный фронтон на поле парапета. Композиция и архитектурно-художественное оформление западного фасада здания середины XX века: - местоположение, форма дверных и оконных проемов, исторический рисунок и расстекловка оконных заполнений; - двухскатная кровля объема сценической коробки; - фасад сценической коробки в виде треугольного фронтона на плечиках, оформлен профилированным карнизом; - развитый раскрепованный профилированный карниз с поясом из ступенчатых дентикул, углы зафиксированы шишечками; - лоджия на три этажа с колоннадой на четыре колонны с ионическими капителями и прямоугольными пилястрами с дорическими капителями; - симметричные крыльца с балюстрадой, входной портал имитирует фасады боковых тамбуров; - три прямоугольных оконных проема в уровне четвертого этажа выделены треугольным и прямоугольными сандриками; - межэтажный карниз под четвертым этажом из аканта. Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и перекрытий середины XX века: - вестибюль, кассовый зал, полуциркульный гардероб; - двухсветное фойе с балконом-галереей - 2-й этаж; - буфет - 3-й этаж; - большой зрительный зал; - местоположение лестниц: винтовые парадные лестницы, прямоугольные двухмаршевые лестницы вдоль северной и южной стены; прямоугольные двухмаршевые лестницы вдоль западной стены. Архитектурно-художественное оформление вестибюля, фойе, кафе: - железобетонные балки, оформлены профилированным тянутым декором с ярусом из ионик, формируют кессоны потолка над вестибюлем и гардеробом; двухстворчатые глухие тройные двери с профилированной рамкой портала и прямоугольным сандриком; - двухстворчатые остекленные тройные двери с боковыми остекленными фрамугами между колоннами, образующие перегородку отделяющую вестибюль кассового зала и гардероба; - круглые колонны со стилизованными дорическими капителями, абаками фиксируют пересечение балок; - рисунок дверных полотен между тамбуром и кассовым вестибюлем; - рисунок деревянных панелей и растеклевки перегородки кассового вестибюля; - пол кассового вестибюля с геометрическим рисунком из цветного наливного бетона с мраморной крошкой; - пол вестибюля перед гардеробом с геометрическим рисунком из цветного гранита; - винтовые лестницы по металлическим направляющим с опорой на цилиндрические колонны-стойки со стилизованными абаками и базами, ограждение из металлических стоек декоративной отливки с деревянными поручнями; - экседры винтовых лестниц с канделябрами; - потолочный карниз растительного орнамента, роспись потолка, ярусная люстра в объеме лестниц; - двухсветное фойе-холл с зеркалами, обрамленные профилированной гипсовой рамкой с орнаментом из бус и стилизованного аканта, площадка перед зеркалами оформлена полуциркульной профилированной базой; - профилированный наборный карниз с ярусами из ионик, валика растительного орнамента, плоских дентикул; - роспись потолка: центральный овал с розетками, кайма по периметру; - балкон-галерея в уровне третьего этажа с круглыми колоннами стилизованным ордером: капитель из бус и аканта, абака декорирована ярусом ионик с бусами и акантовым листом по углам; - ограждение балкона-галереи в виде балюстрады из колонок с капителями из аканта и базами чередующиеся с тонкими металлическими стержнями, широкий деревянный поручень; - люстры; прямоугольный портал с двумя колоннами, прямоугольными пилястрами, полуколоннами со стилизованными дорическими капителями между коридором и помещением буфета; - балка архитрава с лепным декором из аканта, поле между балкой и карнизом над колоннами оформлено полуциркульной профилированной тягой, медальоном без декора, акротерий в виде пальмет; - профилированный карниз по периметру буфета с ярусами из тянутого лепного декора из аканта, бус, фриз с круглыми медальонами; - потолочные розетки; - материал и рисунок вентиляционной решетки; - плафоны, канделябры, бра. Архитектурно-художественное оформление концертного зала: - лучковая арка портал сцены, профилированная наборная рамка с ярусами из ионик, бус, аканта; - два яруса балконов, ложи в уровне зала; - наборный профилированный карниз с ярусом из ступенчатых дентикул, бус, профилированных тяг, антефикса (завершение карниза в виде пальметт); - рисунок фасада ограждения балконов с лепным декором из гирлянд, канта, картуша, поясом ионик и бус; - фасад цоколя сцены балюстрада из симметричных балясин (капелька) на основании; - потолочная розетка; роспись потолка; люстра, бра, плафоны; - три яруса представительских лож (используются под осветительную аппаратуру): рисунок фасада ограждения (барельеф из театральных масок, вазона с растительным узором), венчающий карниз, колонны, полуколонны с коринфскими капителями, стилизованными абаками, базами с декором из стилизованных пальмовых листьев;

- арочная ниша в уровне второго яруса ложи с архивольтом и декором из лаврового венка и пятиконечной звезды в зените; - материал и рисунок вентиляционных решеток; - оформление дверных проемов в зрительный зал с внешней стороны: прямоугольный сандрик на плечиках, барельеф венка с лентой, таблички; - покрытие каймы барельефа венка, орнамента из аканта сандрика, буквы и рамки табличек сусальным золотом.

Архитектурно-художественное оформление коридоров: - поперечные железобетонные балки, формируют кессоны потолка и оформлены профилированным тянутым декором.

Архитектурно-художественное оформление лестниц: - декоративные кованые сборные решетки ограждения лестничных маршей (геометрический рисунок с цветочным медальоном), деревянные поручни.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 20 декабря 2007 года № 358 здание прокопьевского театра отнесено к объектам культурного наследия и является памятником истории и культуры регионального значения.

В январе 2008 года в театре была открыта Малая сцена для реализации творческих экспериментальных постановок и спектаклей камерных форм.

2017 год для театра стал годом долгожданных обновлений и реконструкций. Благодаря участию в федеральном проекте «Театры малых городов», инициированного партией «Единая Россия», Прокопьевский театр получил финансовую поддержку для проведения первого этапа работ по модернизации планшета сцены.

В 2020 году проведены масштабные работы по реконструкции театра в рамках подготовки к празднованию 300-летия Кузбасса.

Источники информации