Углеподготовка (Здание коксохимического завода)

Здание углеподготовки Коксохимического завода : Фото с сайта Библиотеки. кемеровские.рф. – Режим доступа:  http://xn--90aamkbbnf2a4b.xn--b1afaboidnttn.xn--p1ai/?p=topics/monuments.htm Канатная дорога: Фото с сайта Библиотеки. кемеровские.рф. – Режим доступа:  http://xn--90aamkbbnf2a4b.xn--b1afaboidnttn.xn--p1ai/?p=topics/monuments.htm Панорамный вид на территорию ОАО «Кокс»:  Фото из электронного ресурса: Хранители истории [Электронный ресурс] / составители: Макарова О. А., Алехина С. А., Карманова Е. Н. ; оформление: Макарова О. А. ; Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя. - Кемерово : [б. и.], 2009. Территория ОАО «Кокс»:  Фото из электронного ресурса: Хранители истории [Электронный ресурс] / составители: Макарова О. А., Алехина С. А., Карманова Е. Н. ; оформление: Макарова О. А. ; Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя. - Кемерово : [б. и.], 2009.

Не выбрано

Кемеровский городской округ

не выявлены

Памятники архитектуры

МАУК «МИБС» (г. Кемерово)

Тематика не указана

Здание Углеподготовки коксохимического завода


Здание Углеподготовки – памятник промышленной архитектуры. Находится в г. Кемерово на территории коксохимического завода (ОАО «Кокс»).
Здание построено в 1915-17 гг. Акционерным Обществом Кузнецких каменноугольных копей как часть создававшегося углепромышленного комплекса. На правом берегу р. Томь строились шахты, а на левом – первый в Сибири коксохимический завод. Для перевозки угля через реку в 1915 году началось строительство канатной дороги. К концу 1916 года почти все работы были выполнены, но окончательно канатная дорога была достроена и пущена в эксплуатацию в 1917 г. вместе с пуском шахты «Центральная». Так в нашем городе появилось это необычное сооружение. По обоим берегам реки стояли высокие опоры (или, как их тогда называли - устои), между которыми был натянут канат. Опоры на правом берегу вели к шахтам, а на левом - к зданию Углеподготовки, в котором происходила разгрузка вагонеток. Общая длина канатной дороги составляла 2,91 км. Обрыв правого берега был укреплен массивной бетонной стеной. Здесь же была построена станция для перегиба каната для пролета над рекой и сооружены приемные станции у шахты «Центральной» и шахты № 8. Пролет над рекой составлял 405 метров и, чтобы канаты не провисали под тяжестью вагонеток, на левом берегу соорудили железобетонную натяжную станцию с противовесами. Вагонетки, доставлявшие уголь из шахт рудника на завод, входили в здание углеподготовки, разгружались и снова шли на правый рудничный берег. Здание углеподготовки построено из монолитного железобетона, вероятнее всего, фирмой «Инженеры Э. Векер и Ц. Любинский». Эта проектная контора, расположенная в г. Томске, была подрядчиком Копикуза по железобетонным работам и владела цементным заводом с известковыми печами при разрезе Яшкинский Сибирской железной дороги.
После строительства в 1933 г. железнодорожного моста через Томь канатная дорога утратила значение и в начале 1940-х годов была демонтирована.


Материал предоставлен З.Ф. Волковой, заместителем директора по науке МАУ «Музей-заповедник Красная горка».