Скульптурная композиция «Дружба народов»

Не выбрано

Кемеровский городской округ

скульптор А.П. Хмелевской, архитектор В.В. Чаленко

Скульптуры

ГАУК «Государственная научная библиотека Кузбасса им. В. Д. Федорова»

Тематика не указана

Дата съемки - апрель 2007 г.

Памятник монументального искусства муниципального значения. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 № 358

В 1976 году скульптор Алексей Хмелевской приступил к работе над сложной скульптурной композицией - своим первым городским памятником, а 5 ноября 1980 года в городе, притихшем в ожидании зимы, под гимны СССР и Венгрии состоялось торжественное открытие монумента. На одной стороне стоят, почти касаясь друг друга ладонями, две женщины, стройные, как березки. Стоят, как близкие подруги, как сестры. Их руки подняты в приветствии. У венгерки в руке роза, у русской на ладони голубь мира. Вернее, был. Несколько лет тому назад он странным образом исчез. На обратной стороне - молодой широкоплечий юноша-шахтер, символизирующий профессиональную общность двух областей.

Силуэт памятника напоминает лиру, а некоторые считают, что он похож на распускающийся цветок. Вот слова автора: «Передо мной стояла задача создать скульптурное сооружение, символизирующее дружбу двух народов. Из этой основной предпосылки я и исходил. Существуют определенные, уже устоявшиеся символы, позволяющие передать пластическими средствами идею дружбы. Так, сама стела выполнена мною в виде стилизованного цветка, что символизирует жизнь, процветание. На живом этом стебле разместились три фигуры. Две женские, в русском и венгерском национальных костюмах и фигура шахтера - единая для двух городов, где основная профессия – шахтер. Гербы Шалготарьяна и Кемерово в пояснении, по-моему, не нуждаются, их присутствие просто необходимо...».
«…Подспудно я все время ощущал эту дружбу как цветение. Я много думал о глубине отношений между нашими народами, об общности наших культур. Мне хотелось показать настоящий расцвет большой и зрелой дружбы, сложившейся между Кузбассом и Ноградом. Меня потом упрекали за то, что фигуры висят в воздухе. Ну, не мог я символические фигуры поставить на постамент!

А вообще, хотя это моя первая и самая известная городская скульптура, я считаю ее незаконченной. Я хотел создать вокруг памятника особое культурное пространство, сделать подсветку. Придумал оригинальные бордюры, квадраты 3x4 м, в которых росли бы цветы, повторяющие цвета национальных флагов Венгрии и СССР. Аура этого памятника могла бы быть несравненно большей, чем сейчас».

Источники информации