Памятник трудовому подвигу железнодорожников города Новокузнецка. Паровоз Л-3908

Автор фото Ю. Лобачёв, 2013 Автор фото Ю. Лобачёв, 2013 Автор фото Ю. Лобачёв, 2013

Не выбрано

Новокузнецкий городской округ

архитектор постамента Сергей Кравченко

Техника

Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя МБУ «МИБС г. Новокузнецка»

Тематика не указана

Промышленное освоение региона в начале XX века дало старт масштабному строительству железной дороги. К началу Великой Отечественной войны Новокузнецкий отдел железной дороги представлял большое предприятие: построено паровозное депо, здание вокзала. В конце 1930-х годов был электрифицирован первый в Сибири участок пути Белово-Новокузнецк. В годы войны по железной дороге эвакуировали раненых, перевозили металлургическую продукцию. Трудились во время войны на железной дороге в основном женщины. Они занимались ремонтом паровозов, работали машинистами. В Новокузнецком депо в 1942 году собрали несколько поездов, обшитых кузнецкой бронёй. Они назывались: «Сибиряк», «Советская Сибирь», «Железнодорожник Кузбасса». Героически трудились железнодорожники после войны, восстанавливая города. Рельсы железнодорожного узла видели все модели железнодорожного транспорта - паровозы, тепловозы, электровозы. Но в самые тяжёлые времена строил город и Транссиб именно паровоз. В Куйбышевском районе 7 августа 2005 года в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и Дня железнодорожника был открыт памятник «Паровоз Л-3908». Паровоз, который установлен на постаменте, сделан на Ворошиловском заводе в 1949 году. Эта модель стала одной из самых мощных и красивых в мире. В середине 50-х годов в Новокузнецк прибыло 13 таких машин. Эта машина класса «Л» перевозила в основном уголь и руду. Паровоз мог развивать скорость до 80 км/ч, тянуть за собой 5-6 тысяч тонн груза. В его хранилище входило 18 тысяч тонн угля. Экипаж паровоза состоял из трёх человек: машиниста, помощника и кочегара. Установка памятника осуществлялась по проекту студента строительного техникума Сергея Кравченко. Его дипломная работа была посвящена Монументу железнодорожной славы на остановке «Транспортная». В ходе работы сам проект претерпел большие изменения, но сама идея осталась прежней. Основанием памятника служит сооружение мостового типа, виадук с круглыми сводами. Ниже памятника сделана земляная насыпь и по бокам ступеньки. Установлено освещение и посажены цветы. На корпусе эмблема: Л-3908. На тендере надпись: Он гордо взмыл на постаменте, Железный друг былых времён, Застыв навеки для потомков, Рабочей славой озарён. Установлен памятник на средства Новокузнецкого подотдела Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги. На открытии монумента в почётном карауле стояли те, кто работал на этой машине, и среди них ветеран-железнодорожник Анатолий Алексеевич Кирьянов – машинист паровоза «Л-3908». Анатолию Алексеевичу было предоставлено право зажечь огонь в топке машины. Этот паровоз из серии «Л», легендарная «Лебедянка» (в честь конструктора Л. С. Лебедянского), стал символом трудовых и военных побед железнодорожников.

Источники информации