Горисполком

Комарова, Е. Площадь Советов. Прошлое и настоящее. СОЗДАТЕЛЬ КЕМЕРОВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Моисеенко Л. К. / Екатерина Комарова. – Изображение. Текст // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://swbkka.livejournal.com/2550368.html (дата обращения 18.12.2024). Комарова, Е. Площадь Советов. Прошлое и настоящее. СОЗДАТЕЛЬ КЕМЕРОВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Моисеенко Л. К. / Екатерина Комарова. – Изображение. Текст // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://swbkka.livejournal.com/2550368.html (дата обращения 18.12.2024). Комарова, Е. Площадь Советов. Прошлое и настоящее. СОЗДАТЕЛЬ КЕМЕРОВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Моисеенко Л. К. / Екатерина Комарова. – Изображение. Текст // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://swbkka.livejournal.com/2550368.html (дата обращения 18.12.2024). Комарова, Е. Площадь Советов. Прошлое и настоящее. СОЗДАТЕЛЬ КЕМЕРОВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Моисеенко Л. К. / Екатерина Комарова. – Изображение. Текст // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://swbkka.livejournal.com/2550368.html (дата обращения 18.12.2024). Комарова, Е. Площадь Советов. Прошлое и настоящее. СОЗДАТЕЛЬ КЕМЕРОВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Моисеенко Л. К. / Екатерина Комарова. – Изображение. Текст // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://swbkka.livejournal.com/2550368.html (дата обращения 18.12.2024). Сихова, Е. г.Кемерово, здание городской администрации / Евгения Сихова. – Изображение. Текст // fotokto. Социальная сеть о фотографии : [сайт]. – URL: http://fotokto.ru/photo/view/753964.html (дата обращения 18.12.2024).

Регионального значения

Кемеровский городской округ

архитектор Л.К. Моисеенко

Памятники архитектуры

МАУК «МИБС» (г. Кемерово)

История

Одной из архитектурных достопримечательностей современного Кемерова является внушительное здание городской администрации, которое выходит на главную площадь города и расположено напротив другой архитектурной доминанты – здания Главпочтамта.

Оно было построено во II половине 1950-х гг. (предположительное начало строительства – 1948-1949 гг.) Автор проекта – Леонид Касьянович Моисеенко, руководивший архитектурными работами в послевоенном Кемерове. 

Участок под строительство был отведён на западной границе формирующейся главной площади города. Большое четырёхэтажное каменное здание возведено на месте снесённых деревянных построек. В комплексе с административным зданием проектировался жилой дом НКВД, продолжающий застройку квартала в сторону пл. Пушкина.

В архитектурном плане для строения характерна строгая пропорциональность форм. Здание Г-образное в плане, с цокольным этажом. В центральном объёме со срезанным углом, расположены шестиугольной формы входной вестибюль с парадной лестницей, малый зал на втором этаже и двухсветный большой зал с балконом на третьем этаже. Примыкающие к центральному объёму под острым углом боковые трёхэтажные крылья с коридорной системой планировки расположены на красных линиях застройки.

Центром композиции фасадов является трапецеидальный в плане, десятиколонный угловой портик высотой в три этажа. Колонны с гладким фустом и капителями ионического ордера поддерживают антаблемент, переходящий на стенах в широкий фриз, завершённый аттиком над карнизом с сухариками. Четвёртый этаж за портиком решён в виде глухой аттиковой стены с филенками. Увеличенный интерколумний в центре портика открывает широкий портал главного входа, выделенный сандриком и боковыми пилястрами. Несколько отличающиеся по протяжённости крылья имеют одинаковое композиционное решение, с двумя ризалитами. К центральному портику примыкают более широкие ризалиты с аттиковым четвёртым этажом; остальная часть корпусов трёхэтажная и заканчивается узкими ризалитами, с заглублёнными лестницами боковых входов. Плоскости стен разбиты пилястрами с ионическими капителями. Центры ризалитов выделены полуколоннами и балконами. Высокий цокольный этаж облицован грубо обработанными квадрами красного гранита.

Одним из элементов декора первоначально была скульптурная композиция, установленная над карнизом портика перед входом в здание. В левой части композиции – пограничный столб и фигуры двух красноармейцев с винтовками в руках. В правой – горнист и женщина с флагом. Эти военизированные мужские и женские скульптурные фигуры, поддерживающие здание, – местные «атланты и кариатиды» – придавали сооружению оригинальные черты.

Будучи уже неработающим пенсионером, Л.К. Моисеенко, приходя в дом архитектора, рассказывал, как он проектировал здание. Приходил он туда вечером из Облпроекта и спускался в подвальный этаж, где была его проектная группа, состоявшая из пленных немцев. Здание уже строилось, а проект его ещё делали бывшие солдаты-пленники. И делали хорошо, с немецкой педантичностью, аккуратно и грамотно, а автор только давал эскизы вариантов.

К 1955 г. строительство было в основном закончено, за исключением предусматривавшейся проектом угловой башенки, отнесённой к архитектурным излишествам. Проектировщику пришлось подчиниться постановлению партии и правительства «О преодолении излишеств в проектировании и строительстве». Тогда в один миг было принято решение не строить башню над этим зданием. Были убраны и уже выполненные скульптурные группы с крыши над главным входом.

Башня со шпилем появилась почти через 30 лет, но уже не в кирпиче, как проектировал Л. К. Моисеенко, а в сварных конструкциях из гнутого листа, – нелепая по пропорциям и чуждая этому зданию, одному из лучших зданий центральной части города. При этом в архивах ещё были целы чертежи этой башни в авторском варианте, да и сам автор ещё был жив.

Изначально здание было задумано как спецобъект, поскольку при проектировании предназначалось для Кемеровского управления госбезопасности и должно было отвечать особым техническим требованиям, которые предъявлялись к подобного рода сооружениям. Однако после смерти Сталина было решено использовать здание в административных целях – для размещения здесь структур городской власти. В конце 1950-х гг. здание занял горисполком, в настоящее время – администрация города.

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 г. № 358 здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения.

Источники информации