Двухэтажное каменное здание начала XX века бывшая Синагога (г. Мариинск)

Не выбрано

Не выбрано

Автор не указан

Памятники архитектуры

Городская библиотека им. Чивилихина МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района»

Тематика не указана

В Мариинске проживало много евреев – торговцев и домовладельцев. Для совершения культовых обрядов был возведен иудейский храм. Здание синагоги было построено в 1896 году на улице Большой Московской на пожертвования евреев, проживавших в Мариинске. Кроме синагоги в этом здании было еврейское училище, открытое в 1902 году.

В середине XIX в., в связи с золотодобычей и удачным притрактовым расположением, Мариинск быстро развивался. В 1858 г. здесь проживало всего чуть более трех тысяч человек, а к 1910 г. население возросло в шесть раз и составило более восемнадцати тысяч человек. В городе существовала большая еврейская община. Так, в 1904 г., согласно переписи населения, в Мариинске проживало чуть более 10 % евреев, а в 1910 г. число евреев к общему числу жителей города составляло 34 %.

Среди еврейского купечества было распространено меценатство. Купец Гурьевич построил торговую баню и подарил ее городу. Купец И.А. Юдалевич и его супруга открыли на Береговой улице еврейское училище, которое и содержали на собственные средства.

Самые крупные пожертвования еврейские купцы вносили на строительство молитвенных зданий. В 1887 г. в Мариинске было основано еврейское погребальное братство, и вскоре был построен деревянный молитвенный дом. Однако к концу ХIХ в. деревянное здание сильно обветшало, и значительно увеличившаяся иудейская община приняла решение выстроить большое здание синагоги. В архивах Томской и Кемеровской областей были выявлены документы, датируемые концом XIX – началом ХХ в., в которых содержатся сведения о строительстве новой каменной синагоги, а также о членах еврейской общины, на чьи пожертвования было построено здание. Среди жертвователей указаны фамилии известных в городе купеческих династий – Юдалевичей, Гурьевичей, Мордуховичей и других, а также отставных военных из кантонистов и мещан. В них встречаются и казусные факты, связанные с проектированием и дальнейшей эксплуатацией здания синагоги, которые объяснялись отсутствием в городе технически грамотных специалистов, как архитекторов, так и строителей, а также стремлением сэкономить необходимые для строительства средства.

Первый факт касается разработки проекта на постройку синагоги. Весной 1894 г. избранный общиной «ученый еврей» мариинский второй гильдии купец Абрам Исаевич Аксельруд подал в строительное отделение управления Томской губернии прошение о постройке нового здания синагоги. В июне еврейская община получила разрешение с резолюцией – предоставить на утверждение план и фасад еврейского молитвенного дома и указать, из каких средств будет финансироваться строительство. В октябре 1894 г. доверенный А.И. Аксельруд повторно обратился в губернское строительное отделение с просьбой «… вместо старого ветхого деревянного молитвенного дома» возвести на том же месте новую двухэтажную каменную синагогу и представил проект здания, утвержденный в сентябре этого же года Мариинской городской управой. Члены еврейского общества заверяли губернские власти, что строительство здания будет поручено «…лицу, имеющему аттестат в познаниях строительного искусства, под руководством которого, без малейшего отступления от утвержденных планов, будет произведена постройка», ему полагались вознаграждение за ведение надзора и финансовая компенсация поездок на объект. Однако губернское строительное отделение, рассмотрев представленную проектную документацию, объявило доверенному мариинских прихожан, что прошение отклонено с резолюцией: «…проект молитвенного дома по неблаговидности фасада и, кроме того, потому, что внутри здания устроены деревянные столбы и потолок, на нём купол, форма которого чертежом не может даже быть определена… оставлен без одобрения». Второй казус будет описан позже, согласно хронологии изложения материала.

В феврале 1895 г. доработанный проект на постройку каменного двухэтажного еврейского молитвенного дома в Мариинске был представлен на повторное рассмотрение в Томское губернское строительное отделение. Ознакомившись с ним, специалисты сочли его составленным верно и дали согласие на постройку.

В архивном документе сохранился проект мариинского еврейского молитвенного дома. Из него следует, что усадебное место синагоги было обширным, узкой северной стороной усадьба выходила на улицу, вдоль которой располагался боковой фасад синагоги. Здание было запроектировано по традиционному типу трехнефных культовых сооружений, характерному для храмовых построек в христианстве и в исламе.

Согласно проектным чертежам, синагога представляла собой каменное двухэтажное прямоугольное в плане здание (рис. 3, 4). С востока к основному объему примыкал пятигранный одноэтажный объем: в этой части здания располагался специальный шкаф – арон акодеш, где хранили свитки Торы. На первом этаже синагоги размещался «молельный» зал, на втором – хоры. Молитвенный зал отапливался двумя печами, расположенными справа и слева от входа. В западной части здания, решенной в плане в виде выступающего ризалита, располагался вестибюль с лестницей на хоры, где находилось помещение для женщин (эзрат нашим). Главный вход осуществлялся через парадную лестницу с западного фасада, по обе стороны здания (с северного и южного фасадов) предполагались дополнительные входные лестницы. Здание венчал большой восьмигранный купол на барабане с круглыми окнами-люкарнами, которые подчеркивались на каждой грани треугольным фронтоном, увенчанным шпилем.

В начале ХХ в. на главной улице города Большой Московской было выстроено каменное здание синагоги (ныне – ул. Ленина, 45). Рядом с синагогой на выкупленном у крестьянина Николая Панина участке был построен каменный одноэтажный дом для раввина (ул. Ленина, 43). Второй казус, о котором упоминалось выше, был связан с перестройкой нового синагогального здания. В конце декабря 1902 г. раввин мариинской синагоги А. Аксельруд, староста И. Ольховский и казначей А. Хотин представили в строительное отделение Томского губернского управления проект с пояснительной запиской на переделки в здании еврейского молитвенного дома. Для рассмотрения и дальнейшего заключения о правильности составленных чертежей эти документы были переданы исполняющему делами младшего архитектора гражданскому инженеру В.А. Енкену. К сожалению, архивное дело не содержит чертежей на переделки в здании синагоги. Из документа следует, что, по-видимому, по прошествии шести лет потребовалось конструктивное усиление внутренних колонн для «…поддержания существующего барабана молитвенного дома». Планировалась установка «колонн из рельсов», после которой по плану должна быть произведена разборка существующих каменных столбов в молельном зале, на которые опирался барабан. Однако В.А. Енкен сделал следующие замечания: отсутствуют «…детальные чертежи способа укрепления и поддержания существующего барабана… перед разборкой столбов, т.е. конструкция лесов, предшествующих постановке колонн из рельсов». Далее гражданский инженер отметил, что пояснительная записка к проекту была составлена неграмотно, поскольку не содержала «…никакого серьёзного расчёта устойчивости и прочности сооружений», а также «…не был исследован грунт, на котором предполагается возвести сооружение». Енкен дал заключение о невозможности одобрить представленный проект с запиской некоего Миневского и рекомендует уведомить Мариинское еврейское духовное правление, что оно введено составителем проекта и записки в заблуждение. Губернское строительное отделение, согласно рекомендации В.А. Енкена, обязало томского полицмейстера предоставить сведения об авторе проектной документации: «…на каком основании Миневский подписывает составленные им проекты несуществующим званием «Гражданский техник» и имеет ли он свидетельство от Техническо-Строительного Комитета МВД на право производства строительных работ и если таковое имеется, то препроводить его в Строительное Отделение». В январе 1903 г. раввин Аксельруд предоставил в строительное отделение Томского губернского управления исправленный проект на переделки в мариинском синагогальном здании с пояснительной запиской, составленной гражданским инженером С.В. Хомичем. Проект и записка были выполнены технически грамотно, «…с показанием конструкций переделок», и потому одобрены и рекомендованы к исполнению.

Сохранившиеся исторические фотографии, а также и внешний вид фасадов здания синагоги свидетельствуют, что она была выстроена с минимальным отступлением от проектного решения. Первый высокий этаж отделен от второго поясом в виде карниза из лекального кирпича, проходящего по всему периметру здания на уровне перекрытия первого этажа. В простенках первого этажа рустованы углы здания и междуоконные проемы. Оконные проёмы, расположенные попарно, имеют арочные перемычки с замковым камнем. Второй этаж в простенках украшен филенчатыми лопатками, доходящими до подкарнизных поясков. Пояски переходят в активный карниз, который представлен в виде двух рядов мелких и более крупных сухариков из лекального кирпича. В целом, фасады здания синагоги решены в стилистике академической эклектики, с мелкой проработкой деталей, выполненных в кирпичном исполнении. Позже к южной части фасада был пристроен дополнительный объем, повторяющий художественный стиль и архитектуру синагоги: здание в плане получило Г-образную форму. Торцевой фасад пристройки глухой, но имеет контрфорсы по бокам, переходящие на втором этаже в филенчатые лопатки. Функция данной пристройки неизвестна.

С 1931 г. вплоть до 1941 г. в уже бывшей синагоге находился спортивный клуб «Динамо», а затем вплоть до конца 1990-х гг. здесь размещался городской почтамт. В этот период сооружение было дополнительно перекрыто, в результате чего образован второй этаж. С 1999 г. здание не используется.

В настоящее время здание синагоги заброшено и находится в неудовлетворительном состоянии. Снесены барабан с куполом, большинство оконных проемов не имеют остекления, повреждена крыша здания, интерьеры помещений утрачены. На треугольном аттике, расположенном на главном фасаде, можно рассмотреть следы иудейского символа – Маген Давид, т.е. гексаграмму в виде шестиугольной звезды. В 2009 г. были предприняты попытки реставрации здания. Проект реконструкции здания бывшей синагоги был выполнен в Научно-исследовательском институте строительных материалов Томского государственного архитектурно-строительного университета (авторы – Г.Г. Шмидт, М.А. Быстрицкая, Т.А. Ильиченко). Однако реставрационные работы по восстановлению исторического облика иудейской синагоги так и не были начаты.

Источники:

1. Манонина Т.Н., Самсонова А.А. Культовая архитектура иудаизма в Сибири : синагога г. Мариинска. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2019. - Т. 21. № 3. - С. 99–111.

2. [Религиозная жизнь общины Мариинска] // Гончаров, М.Ю. Еврейские общины Западной Сибири (XIX – начало XXв.). – Барнаул, 2013. – С. 101-102, 105. – Текст : электронный.

3. Терентьев, Н.Н. Синагога. – Текст : электронный // Одноклассники. – https://ok.ru/profile/554514003521/album/70622 532673/870677082177, (дата обращения: 25.10.2018 г.)