Регионального значения
Гурьевский муниципальный округ
Яков Абрамович Корнфельд, Константин Константинович Бартошевич
Памятники архитектуры
Центральная модельная библиотека имени М.А. Небогатова МБУ «Гурьевская ЦБС»
Культура
Объект культурного наследия: «Дворец культуры города Салаира» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 20 декабря 2007 г. № 358 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) вновь выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Кемеровской области» как объект культурного наследия регионального значения. В установленном порядке зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, регистрационный номер 451410033820005. Сведения об объекте культурного наследия: История строительства Дворца культуры в городе Салаире началась осенью 1950 года. 30 сентября на заседании Салаирского исполкома горсовета было принято постановление о строительстве Дворца Культуры салаирских горняков. Проект на здание был получен из Москвы. В основу лег типовой проект архитектора Якова Абрамовича Корнфельда для дома культуры с залом на 500 человек (1947 год), выполненный в проектно-техническом бюро Академии архитектуры СССР. Оформление зрительного зала было принято по типовому проекту клуба архитектурно-проектной конторы ВЦСПС (архитектор - Константин Константинович Барташевич).
При привязке типового проекта Дворца культуры были внесены существенные изменения как в объемно-планировочное решение, так и в композицию фасадов, обусловленные рельефом местности и местоположением здания. Переработка и привязка проекта производились проектным отделом Салаирского рудоуправления.
Площадка под строительство, отведенная в центре города, в городском саду,располагалась на восточном склоне Салаирской возвышенности и просматривалась на расстоянии 3-4 км. Строительство началось в 1952 году. Внутреннее оформление выполняли художники из города Кемерово. Завершено строительство Дворца Культуры было в 1955 году.
Открыли Дворец культуры (тогда он назывался клуб «Горняк») к годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1955 года.
Все годы здание используется по первоначальному назначению и является центром культурной жизни горожан. Описание объекта культурного наследия: Дворец культуры общей площадью 3627,1 кв. м. расположен в центре города Салаира. Здание двухэтажное с подвалом, ориентированное по оси север-юг, параллельно склону возвышенности, и замыкает перспективу ул. Гагарина.
Входная часть южного фасада решена в виде скрытой за портиком на двух пилонах в центре фасада глубокой лоджии, перекрытой полуциркульным кессонированным сводом. Поддерживающие свод пилоны украшены скульптурами горняка и работницы. Восточный фасад, обращенный в сторону городского сада, обозревается на большом расстоянии. Фасад решен симметрично, его центральной акцентной частью является восьмиколонный портик дорического ордера, поднятый на высокое крыльцо, на оси которого находится парадная лестница. Фронтон портика оформлен так же, как и фронтон главного фасада. Балкон второго этажа портика имеет ограждение в виде балюстрады. В арке на уровне карниза антаблемента расположены скульптуры: справа молодого человека с логарифмической линейкой, слева - девушки с книгой.
На северном фасаде минимум архитектурных деталей и элементов. В основе архитектурно-художественного решения - симметричная композиция, основанная на плоскостном выделении центральной арки, которая своим арочным проемом выходит на фронтон и пилястр, объединенных горизонтальной тягой. Особым архитектурным элементом этого фасада являются лепные картуши с лирами в окружении лавровых веток. При эксплуатации фасад не изменился.
Западный фасад по композиционному построению похож на восточный. С той лишь разницей, что здесь не был применен выступающий объем портика. Те же пилястры, те же оси проемов, та же арка, окно - люкарна над центральной осью фронтона. Здесь не были использованы скульптурные изображения, что подтверждает приоритет главного (южного) и восточного фасадов архитектурной композиции Дворца культуры. Здание опоясывает фриз, декорированный лепными венками и гирляндами. Штукатурка цоколя, рустованная с фактурой поверхности «под шубу».
Планировочное решение здания построено симметрично продольной оси с последовательно расположенными помещениями при входе на первом этаже: тройной тамбур, вестибюльная группа с симметричными гардеробами и туалетами, лестницами на второй этаж по обе стороны от оси. Далее следует П-образное фойе с двусветной центральной частью и четырьмя входами в зрительный зал. Зрительный зал с авансценой и глубоким основным сценическим пространством вытянут по продольной оси. По бокам от сцены находятся служебные помещения.
На втором этаже размещаются боковые фойе для входа на балкон зрительного зала, клубные помещения различной площади.
Подвал располагается под восточной и северной частями здания и используется не полностью. Помещение обслуживания механизма крутящейся сцены - главное помещение подвала.
В юго-восточной части находится спортивный зал с отдельным выходом наружу, устроены два санузла с душевыми. Технические помещения, тепловой узел, электрощитовая размещены в одном помещении в северо-западной части подвала.
В целом отделка и декоративные детали интерьеров сохранились в первоначальном виде: лепнина, росписи потолков, кронштейны для крепления карнизов с портьерами, люстры фойе, люстра зрительного зала, Детали интерьеров выполнены в ордерных формах, присущих классике.
Интерьер зрительного зала оформлен более сдержанно, чем двухсветное фойе. Портал сцены прямоугольный, в качестве основного декоративного элемента по оси симметрии в круглом обрамлении с окантовкой и листьями в нижней части располагается барельеф В.И. Ленина (первоначально барельефы В.И. Ленина и И.В. Сталина). Потолок над авансценой декоративно оформлен прямоугольными кессонами. Основными декоративными элементами пространства зала являются пилястры, декоративные ниши, убранство балконов с поддерживающими кронштейнами.
Планировка здания со времени строительства практически не изменилась. Первоначально помещение для хранения декораций с восточной стороны сцены на первом этаже планировалось двухсветным, высотой в два этажа. Об этом свидетельствуют разные отметки полов мастерской и лестничной клетки на втором этаже и окна без подоконников в мастерской. Подобным образом решены окна на всех лестничных клетках в уровне междуэтажных перекрытий. В настоящее время объем разделен на два этажа. Фрагмент верхней части двери зафиксирован в уровне второго этажа.
В восточном холле второго этажа разместили библиотеку и установили деревянную перегородку, закрыв арки. На первом этаже изменили функции: убрали гардероб и санузлы. Установлена новая перегородка при выходе из лестничной клетки.
Полы. В основном сохранились первоначальные полы: паркетные, дощатые, из керамической плитки. В мастерской на втором этаже (на дощатый пол) и в помещениях подвала (на бетонный пол) уложены плиты ДВП и линолеум.
Окна.
Деревянные оконные рамы в раздельных двойных переплетах не первоначальные, выполнены по аналогу, внешний вид соответствует периоду строительства. Два оконных проема первого этажа заложены кирпичом. На восточном фасаде два проема заложены кирпичом, одно окно на часть высоты закрыта листам ДСП. На западном фасаде два окна закрыты листами ДСП полностью, четыре частично. Оконные проемы подвала (восточный фасад) заложены на две трети высоты, а оконные рамы в окнах заменены на пластиковые стеклопакеты. Три окна закрыты листами ДСП. Четыре окна (западный фасад) закрыты листами ДСП. Подоконные доски тераццовые бетонные, покрытые лаком.
Двери. Первоначальные наружные двери сохранились почти полностью: деревянные филенчатые глухие на южном фасаде (обшиты листами ДВП), деревянные филенчатые остекленные и деревянные филенчатые глухие на восточном и западном фасадах. Остекленные двери частично зашиты листами ДСП: три на восточном, два на западном. Деревянные глухие, обшитые изнутри металлом сохранились на северном фасаде. Две глухих деревянных филенчатых двери восточного фасада утрачены - заменены на одну металлическую.
Лестницы. В зрительской части - из мозаичного бетона с металлическим фигурным ограждение и деревянными поручнями с отделкой лаком, в служебной бетонные без отделки. В 2019 году в Дворце культуры были проведены реставрационные работы.